Среда, 19.06.2019, 06:47
Приветствую Вас Гость | RSS

филиал МБОУ СОШ г. Городище ООШ с. Новые Забалки

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Директорство

История директорства http://zabalkin.narod.ru/2admb.htm

Воспоминания Ирины Михайловны Митиной о директоре В.А. Померанцеве

Виктор Алексеевич Померанцев.

Директор Новозабалковской восьмилетней школы

с 1959 г. по 1968 г.

 

Как директор встречал учителя.

 

В один из погожих дней конца февраля к станции Шнаево подъехал на санях завхоз школы Алексей Ануфриевич Ляткин.

Встретил с поезда учителя математики и физики. Меня.

Поехали быстро. «Директор у нас требовательный. Это, конечно, не всем нравится, но справедливый».

Лихо подкатили к парадному подъезду школы. Кто же вышел встречать? Да, да, конечно, Валентина Георгиевна Хромова.

Была большая перемена. Приветливо за своим столом встречает директор школы. Квартира? Есть. Почти договорились. У землемера Фёдора Фёдоровича Короткова. Хозяйка Прасковья Ивановна. Сдают полдома. Ход отдельный. Сколько бы хозяин не сказал, оплатит сельский совет. Председатель Николай Семёнович Акимов. Секретарь Иван Васильевич Сычёв. Пошли с директором на квартиру. Договорились за 200 рублей в месяц. Хозяева приветливые. Согласились сидеть с ребёнком. Продают молоко. Привезли от школы дрова. Внук хозяев Саша и его отец Василий без всякой просьбы перекололи их за два дня. Тепло и внимательно относятся их дочь Екатерина Фёдоровна, зять Василий, дочь молодой семьи Валя и сын Саша. Они живут в соседях. Далее по порядку Акимовы, Ментюковы, Рогановы, … С другой стороны Жегалины, Канцеровы, Грачёвы, Афтаевы, Мельниковы, Кирилины, Поповы.

Все относились доброжелательно. На Пасху дети приносили мешок яиц. Однажды дети катались на санках, и младшая дочь закатилась в воду. Бабушка Пивкина тут же взяла её домой, высушила всю её одежду, согрела её и ничего не велела говорить дома. А от хозяев эта проказница Тося просто убегала зимой на улицу без одежды. За мамой. Они, видимо, намучались и вынуждены были отказаться. Ещё у двух бабушек она побывала: Канцеровой и у мамы Анны Васильевны Тараскиной. У первой бабушки Тося познакомилась со всеми её подружками, но что-то няня приболела. И вторая вскоре сослалась на нездоровье. Стала Тося сидеть на уроках и всяких мероприятиях в школе. Или же наблюдала работу уборщиц вместе с директором. Он им давал всякие указания. Но когда нет директора, она сама пытается вести с ними воспитательно-разъяснительную работу, подражая ему. И на основании своего жизненного опыта.

Она стоит одетая по-зимнему на крыльце школы, а Лидия Юнушкина выскакивает без пальто вылить воду от мытья полов. Тося ей и говорит словами Прасковьи Ивановны и Фёдора Фёдоровича: «Эх ты кутофья, кутофья! Что же ты, кутофья, выскакиваешь раздетая зимой на улицу? Не видишь что ли, что снег лежит?». На перемене подходит ко мне Лидия, смеётся от души, рассказывает. Я с трудом, переспрашивая поняла её пламенную речь.

Не от ласковых ли бесед с директором зародилась у дитя мечта стать учителем, а затем обязательно директором школы.

Однажды Антонина Ивановна пригласила её в медпункт на укол. Она встала очень рано и ушла. Я пошла на работу, гляжу, сидит на крыльце медпункта. Ждёт. Потом Антонина Ивановна сделала мне замечание, что я Тосю рано выпустила. Ведь холодновато.

Встречает меня как-то женщина, рассказывает и смеётся. Подружки нашей няни Канцеровой часто беседовали с Тосей. Она знала их в лицо, а имена путала. Вот бежит она за этой женщиной и кричит: «Матрёна, а Матрёна! Ты что же от меня уходишь? Ведь это я, я!»

Женщина сразу не поняла, что её зовут. А Тося всё звала и звала её. Почти весь порядок пробежала, пока та не остановилась. Так растут дети сельского учителя.

Тосе было года 3-4. Александра Фёдоровна Померанцева услышала, как она бормочет, глядя на столь трудно доставшийся мне шифер директорского дома: «Квадратики, квадратики». Не выговаривает букву «р». Горячо говорит Тосе: «Ты что ленишься правильно разговаривать? Я тебя в школу не возьму! Говори правильно. Тогда возьму.» Не поверите. Я изумилась, когда Тося через день-два заговорила совсем чисто, а раньше только я понимала её речь. Огромное спасибо Александре Фёдоровне.

Я бесконечно благодарна Фёдору Фёдоровичу и Прасковье Ивановне Коротковым, Василию и Екатерине Маризовым, их детям Вале и Саше, за теплоту и участие, за честность.

«Вы, говорят, за молоко лишни деньги дали. Нам их не надо.»

И когда, по личным причинам, не зная того, обидели их, они сказали только, что помогли бы справиться со всеми невзгодами.

                                                                         .

Учебная работа.

 

Новозабалковская восьмилетняя школа была полностью укомплектована кадрами.

Расписание уроков составлено завучем на неполной ставке Людмилой Анатольевной Коневой.

Уроки проходили при максимальном применении наглядности и технических средств.

Без этого урок был неполноценным.

В кабинете химии и биологии стояли шкафы:

1) с химической посудой и реактивами,

2) с таблицами и экспонатами по биологии,

3) с горными породами.

В кабинете физики и математики было три шкафа:

1) новейшие приборы и таблицы по физике,

2) модели, таблицы по алгебре и  геометрии, таблицы по черчению, 3) три фильмоскопа, один проекционный фонарь, киноаппарат «Школьник».

У учителя физики права кинодемонстратора.

Но директора это не устраивало.

Вещь новая, дорогая, сложная.

И учитель физики командируется в село Кижеватово Терновского района.

После чего организован кружок «Кинодемонстратор».

Группа мальчиков всё усвоила. И в каждом классе был кинодемонстратор.

Но самой большой привязанностью к этой технике отличались:

1) Юрий Сандров (впоследствии машинист поезда),

2) Сергей Солохин (будущий строитель).

Они могли заниматься с киноаппаратом каждый день. Берегли его.

О работе всех кинодемонстраторов директор написал в районную газету «Заря коммунизма». А мне благодарность с занесением в личное дело и выписка из приказа на руки.

Гордостью школы был и новый магнитофон «Яуза-5».

Был и свой струнный оркестр.

Всю стену учительской над окнами всегда висел новый педагогический лозунг.

Лозунги-призывы висели в коридоре, заменявшем актовый зал.

В кабинете точных наук над классной доской висел лозунг: «Математика – царица всех наук» . К.Ф. Гаусс.

Ещё в кабинете висели портреты учёных математиков и физиков.

Таблицы печатные и от художника.

Лозунги на всю школу вначале выполняли ученики к урокам черчения по одной работе за год каждый.

А затем стали делать таблицы и лозунги за деньги через сельский совет.

Это художники оформители:

1) Павел Владимирович Парфёнов,

2) Виктор Григорьевич Кнак.

Они оформляли красочно, профессионально.

Вскоре появился кабинет русского языка и литературы всеми книгами и наглядностью.

Висело много писателей и поэтов.

В кабинете химии и биологии портреты химиков и биологов. Огромная таблица Д.И. Менделеева.

В кабинетах и классах всё оформление завершал портрет какого-нибудь политического деятеля нашей страны.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Кинофильмы привозились учителем физики из Пензы. По всем предметам. Из фильмотеки. Но вскоре стали заказывать по каталогу все учителя. И фильмы стали, к счастью, присылать по почте.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

По окончании занятий проводилась дополнительная работа с учащимися по всем предметам. Так что рабочий день продолжался.

Кружковая работа шла по расписанию.

Велась работа и по подготовке к праздникам.

Иногда что-то совпадало. Но кинодемонстраторы в моей помощи уже не нуждались.

 

Внутришкольный контроль за учебной работой.

 

Директор и завуч регулярно посещали уроки.

Записывали и обсуждали их с учителем.

Проверяли поурочные планы и планы воспитательной работы.

Первое непременное требование директора – чистый класс.

Боже упаси, если на полу валяется где-то бумажка.

Мы это знали.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Урок физики. Тема: «Кипение».

Конечно, был опыт. Вода кипела в колбе. Опыт ставил слабый ученик. Директору понравился урок. Особенно работа со слабыми учащимися.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Была тетрадь взаимопосещений уроков учителями, где коллеги высказывали своё мнение.

 

Воспитательная работа.

 

Каждый классный руководитель сдавал на проверку план воспитательной работы.

Каждый учитель сдавал календарный план и план самообразования.

Велась большая работа с октябрятами.

Приём в октябрята – праздник в школе и дома.

Звёздочки на школьной форме.

Октябрятская звёздочка из пяти октябрят для работы.

Воспитывался коллективизм.

Дети очень старались. И учёбу подтягивали.

Были уголки класса.

Хорошо помогала в работе и пионерская работа.

Торжественный приём в пионеры – большой праздник.

На линейке ученики дают клятву хорошо учиться и быть достойными гражданами своей страны.

Отряд обычно носил имя пионера-героя.

Отрядный уголок висел на стене. Там был список отряда, распределение общественных поручений.

А также план работы отряда, отрядная песня. Речёвка, девиз отряда у каждого были свои.

Кроме красочного уголка был и отрядный альбом.

Председатель совета отряда и звеньевые являлись активом отряда.

Ноу остальных тоже были поручения.

«Ну вот ведь у меня в классе одни начальники», - думает классный руководитель.

 Велась тимуровская работа, и благодарные пенсионеры охотно чем-то своих шефов.

А сбор дружины? Вот председатель совета дружины Казакова Галина выстраивает всю школу на радиолинейку и успешно её проводит.

Идёт постепенная подготовка в комсомол. Становятся серьёзнее политинформации. Они по расписанию по понедельникам.

На приёме в комсомол спросят всё: учёбу, общественную работу, устав, политические события и многое другое. Так что восьмые, девятые классы серьёзные люди. Приняли в школе. И, наконец, долгожданная поездка в г. Городище. Сколько волнений! Комиссия вызывает всех по одному для личной беседы.

И радостные, с комсомольским билетом значком на груди выходят они из райкома. Дорогой горячо делятся впечатлениями. Бережно хранят комсомольский билет. Да, это впечатление на всю жизнь. В классном уголке найдёт отражение их учёба и комсомольская работа.

 

Трудовое воспитание.

Оно осуществляется на уроках труда в процессе самообслуживания в классе и в школе, а также и при работе в колхозе. В классе учащиеся каждую неделю моют парты, а полы ежедневно моет дежурный по классу. Весной регулярно убирается территория школы, а старшие ученики ремонтируют свой класс. Осенью проводим озеленение территории.

Председатель колхоза Михаил Иванович дал два грузовика, и мы со старшими классами поехали в Канаевское лесничество. Виктор Алексеевич сам следил за отбором елей для школы. Удачно привезли, а потом долго и аккуратно сажали. И директор был с нами. Наверное, он уже представлял их

Большими и пушистыми.

 

 

 

 

Краеведческий уголок.

 

 Огромное значение для воспитательной работы имело создание краеведческого уголка. Так скромно называл директор наш музей. Но очень гордился им. Там проводили некоторые уроки, экскурсии и внеклассные мероприятия.

В это время был уже создан прославленный музей в селе Кривозерье Терновского района учителем Арямовым. Создан музей в селе Кижеватово. директором и учителем географии Михаилом Ивановичем Митиным. Были начинания и в других школах.

В нашей школе работали все учителя и ученики. Экспонаты заполнили все комнаты старой начальной школы. Мне было поручено заняться фотографированием. Затем на станции надо было взять материал у железнодорожников. Были собраны сведения о ветеранах ВОВ. Их фотографировали и все данные помещали в альбом. Собирали предметы старины: прялки, одежду. Директор профессионально занимался фотографированием, учил меня.

Ветераны войны сообщили директору, что в декабре 1941 года на 748 км произошло крушение военного поезда. Там братское захоронение. Виктор Алексеевич начал работу по сбору материала, но не закончил, в связи с переездом. За работу в музее у меня благодарность с занесением в личное дело.

 

Методическая работа.

Этой работе уделялось много внимания. Учителя выписывали журналы, принимали участие в предметных секциях.

Мы регулярно проверяли работу начальных школ в п. Красный, с. Шнаево, с. Шнаево. В п. Красный работали Анастасия Петровна Боронина, Анна Петровна Лукашова, Анастасия Ивановна Алексакина. В с. Шнаево работали Михаил Ильич Дубинин, Людмила Михайловна Давышкина, Беспалов. На ст Шнаево работали Алевтина Ивановна Назарова, Татьяна Васильевна Давкина, Вера Александровна Штыкалина.

Нас контролировала Канаевсая средняя школа. Для проверки математики приезжал Александр Васильевич Жаткин. В Канаевке мы тоже посещали уроки. Секцией учителей физики руководил Владимир Васильевич Доркин. Он приезжал на экзамены.  Однажды, идя утром на экзамен, я различаю свежий след велосипеда на росистой тропе. Значит, он опередил меня.

На экзамен по математике один раз приезжал Жаткин. Одна девочка на экзамене повернулась. Ох, ох! Было строгое замечание. Кое как уладили. Знали, что он ставит много двоек. Проверил все работы. Принял всех. Оценки сам поставил.

Дети на экзаменах всегда сидели в парадной форме. Много цветов.

Однажды мальчик пришёл без формы. А на экзамен приехал представитель района. Ученик верно доказал теорему о сумме углов треугольника. Он мне её отвечал при подготовке к экзаменам. Ему посчастливилось с билетом. Но представитель запротестовал: «Он, видимо, списал. Посмотрите, он даже не одет для экзамена». Мы его еле отстояли.

 

О подвозе учащихся.

Из села Шнаево и посёлка Красный детей подвозили в оборудованных будками санях. А после уроков развозили. Со станции Шнаево подвоза не было. За это дело взялся Сергей Иванович Лемеськин. Две его дочки Наташа и Лена учились в школе. Машина была железнодорожная рабочая, поэтому уверенности в регулярном подвозе не было.

Усилиями директора и С.А. Данильяна была построена начальная школа на станции Шнаево.

 

Дом директора.

Всякое новое дело директор мог преподнести как подарок судьбы. И вот уходя в отпуск, он оставляет меня руководителем школы. А полным ходом идёт работа по постройке директорского дома, у которого пока нет крыши. Поехала в г. Городище. Они направили в Русский Ишим за шифером. Председатель  Михаил Иванович выделил грузовик. Привезли удачно. Но каково же было найти этот Русский Ишим, пройти по жаре пешком в поисках школы, просить директора… Зато после выхода из отпуска Виктор Алексеевич вручил мне благодарность.

 

Об отдыхе.

Наш преподаватель в институте говорил: «Кто умеет отдыхать, тот и умеет работать».

Впервые об охоте на вальдшнепа я впервые услышала от Виктора Алексеевича.

С каким упоением он рассказывал: «Ранняя весна. Листвы нет на деревьях в лесу. Болотистое место. Раннее утро. Сидишь на зорьке, прислушиваешься. А? Чу! Вот и они подают голоса!».

Я почему-то уверена, что он не одного вальдшнепа не убил.

Не в его характере убивать их. Но сколько восторга в этом громадном, энергичном человеке, когда он говорит об этой охоте.

И не раз зимой он возвращался к этим мечтам.

Компании были в коллективе. Но он не долго сидел, уходил в учительскую, сказав, что у него что-то не дописано. И это несмотря на праздник.

В наши компании в правлении колхоза он приходил. Да и как иначе? Мы и колхоз работали совместно.

А однажды он объявил: «Мы с Александрой Фёдоровной посоветовались и решили встретить Новый год с Вашей семьёй. У нас не очень удобно. Старая квартира. Лучше к Вам. Да и Фёдора Фёдоровича мне надо увидеть. Лучше к Вам. Не возражаете?».

Какое там возражать? Огромная честь.

Сказано, сделано. Я готовлю, что могу. Они приходят с сумками. Меня посылают за хозяевами.

Прасковья Ивановна отказалась, ссылаясь на здоровье.

А Фёдор Фёдорович заявляется с угощением, а главное, с блюдом мёда.

И вот сидим мы в новогоднюю ночь, пьём, кушаем всё, черпаем мёд ложкою.

Как приятно смотреть на этих беседующих, умудрённых жизнью, волевых, умнейших мужчин. На серьёзную, добрую Александру Фёдоровну.

И глядя на них, верится во всё хорошее и постоянное, верится в счастье.

Этой встречей Нового года были довольны все: Померанцевы, хозяева дома и мы.

А для хозяев это и гордость на селе: ведь сам директор встречал с ними Новый год.

И труды хозяина - мёд пригодился.

Ведь у него пасека, И я уже покупала у него мёд по 5 рублей за 1 литр.

До нас в нашей половине дома у него стояло много ящиков мёда.

-------------------------------------------------------------------------------------

Директор жил до постройки директорского дома в двух классах старой начальной школы.

До него жил там директор школы Николай Степанович Ковалёв с семьёй: Мария Михайловна и сыновья Борис и Юрий.

Потом в этих двух классах сделали музей.

А в классе напротив жили мы. Топила я круглосуточно, но мёрзли. Так что встречать Новый год в этих перекосившихся, подпёртых столбами классах было явно не удобно.

А однажды он предложил отпраздновать первое мая, гуляя по окрестностям с Александрой Фёдоровной, Валентиной Георгиевной и мною.

Мы гуляли, шутили, смеялись, фотографировались.

Наконец совсем перепачкались (было очень сыро) и довольные, голодные отправились по домам.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Цветы, зелёные насаждения были, как и фотография, его хобби. Он ими занимался не для упрёка биологам, а просто для души, для отдыха.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Померанцевы перешли жить в новый директорский дом. Сам сруб его Александра Фёдоровна выписала в Колышлее. Они ведь из Потловки Колышлейского района приехали.

Как им радостно после этих тёмных стен полуразрушенной школы.

У них две дочки: Мила и Валя. День рождения у Милы.

Они приглашают нас. И мы поздравляем именинницу. Звучит музыка. Дети и взрослые веселятся. Виктор Алексеевич забавляется с моими девочками Олей и Тосей. Они поменьше, чем его дочери. Вот он прихватил за голову Олю, и кто-то сфотографировал. Потом все фотографируются по-разному. Всё это замечательный настоящий праздник для всех нас.

 

О психологическом подходе.

 

Стиль работы директора: видеть хорошее в человеке. Постоянно подчёркивать это хорошее.

С глубочайшим уважением, с открытой душою подходил он к каждому человеку. И это чувствовалось в каждом его движении, в каждом его слове. У нас и уборщицы были в большом почёте и ученик как личность. Он начинает со мной говорить, и я как-то сама начинаю себя уважать и чувствую, что есть за что. Так и все. Это, по-моему, у него просто природный дар. Но о себе он говорил: «Я человек доверчивый. Этим многие пользуются».

Вовремя сказанная им шутка подбадривала.

Своих печников было мало. Хороший печник Иван Митяшов был занят по горло. Вызвали из Канаевки. Ведь без ремонта, печи нельзя оставлять. Будут дымить всю зиму. А печник был хорошо известный шутник. Он хотел начать работу с раннего утра. А как вызвать хозяев? Он одевает хороший костюм, шляпу, берёт портфель (с рабочей одеждой0, тросточку и гуляет по спортплощадке у директорского дома. Срывает голубые цветы цикория со стеблем и ставит их в нагрудный костюмный карман.

Конечно, его заметили из дома директора. Директор вышел и повёл его в школу. Не знаю, правда ли он не узнал его сразу. А ему он сказал: «А я ведь подумал, что здесь английский шпион ходит. С цикорием на костюме. Всё утро».

Они посмеялись. Печник был доволен. Шутка удалась. Он был хороший специалист. Ну, а в качестве» английского шпиона» он нам прекрасно сделал печи не на одно десятилетие.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------

Уборщицы! Сколько же труда выпало на долю наших уборщиц! Вот мы приходим в чистую тёплую школу, занимаемся по их звонкам. Уходя, видим чисто вымытый пол. Они и с дровами и с учениками. Они и достают материалы для ремонта, они и ремонтируют. На них и побелка, и покраска, и стёкла. А ранняя топка печей, когда и идти-то страшновато. Были случаи, когда ненамеренно пугали. И всё это за мизерную зарплату. Как работал директор с Настей и Дусей? Заходя в школу, он сразу проверял их работу. И всё это с юмором, с шуткой. Они тоже за словом в карман не лезли. Особенно Дуся. И выполняли его указания лучше прежнего. Я не слышала от них ни одного слова жалобы на трудности. Побеседовав с уборщицами, он заходил в учительскую бодрый и жизнерадостный. Однажды он попросил меня уладить семейные дела Дуси, сходить к ней домой, поговорить с её мужем. В своём стиле выставил это дело совершенно необходимым для школы. Что же, я председатель месткома. А идти на Красный. Зима. Метёт. Что там за человек? Я не знала, трезвый ли он?

Не знаю, я ли помогла. Своим ли умом они дошли, но всё уладилось. Дуся работает.

Директор удивился: «Вы уже сходили?».

И снова с юмором он даёт им указания, и они их охотно выполняют. Но ответную шутку они ему приготовили. Первое апреля. У школы и у правления колхоза за забором сугробы. Метёт позёма. Мы все в учительской.

Заходит директор в коридор, а Дуся и Настя к нему.

«Ой, Виктор Алексеевич, Из правления приходили. Городище к телефону Вас просит».

У нас телефона не было. Директор, не заходя в учительскую, направился в правление колхоза. По всем рыхлым сугробам. Нам об этом кто-то сказал. Но никто этого не одобрил. Думаем, какой он придёт? Но ничего. Пришёл совершенно спокойный. Рабочий день начался в обычном порядке. Такой он, наш директор.

И жили мы у него, как под отцовской крышей. И старый и малый. Председатель правления колхоза, сельский совет, почта, медпункт – полное взаимопонимание. Районное руководство - с заслуженным вниманием к нему, а значит и к нам. С радостью человек не очень бежит,  а вот с любой бедой мы шли к нему. Да он и не ждал. Сам догадывался, что надо помочь. И выручал он нам и почтительных и не очень почтительных. И «сидел на телефоне» - его выражение, если дело касалось суда или просто райцентра.

 

 

Переезд в Пензу.

 

Около года Померанцевы жили в новом доме. Потом мне Виктор Алексеевич сказал, что Александра Фёдоровна подыскала дом в Пензе. Они его купят. Родительский дом на улице Кирова. Но там живёт его брат. «Вот мы и решили купить свой».

Директор рассказывал: «Мой брат говорил, что только уйдя на пенсию, начал свободно жить. Вот и я теперь буду жить свободно».

Слова, слова!

А на самом деле он сразу включился в работу совета ветеранов в Пензе. Есть их общая фотография. Он прислал. Совет ветеранов собирался четыре дня в неделю. Решали разные дела. Проверяли работу парторганизаций заводов и учебных заведений. Он писал о проверке на дизельном заводе и о двойной проверке в политехническом институте. Я переписывалась с ним и Александрой Фёдоровной. Они присылали мне открытки и фотографии. Приезжали ко мне, а я к ним. У них прекрасный сливовый сад. Это первый Липовский проезд, дом 11. Есть собака. Он пишет заметки в «Пензенскую Правду». И не только о работе Совета ветеранов. Ему всегда есть о чём и о ком писать. Вот он вырастил в горшке мандарины, прямо с плодами. Появилась статья «Мандарины на столе». Фотография. Видны плоды.

Хлопочет о благоустройстве своей улицы. Добился, чтобы в домах провели газ. Я говорила как-то с соседями. Люди относятся к Померанцовым с большим уважением.

Освободилась хорошая работа. Соседи тут же рекомендовали старшую дочь. Это в администрацию города.

О нашем директоре я сделала вывод: работы у него там явно прибавилось. Но родная школа не забыта. Однажды на школу приходит большая посылка. От него. Черенки виноградных лоз. Мы разделили на всех. Оказывается, он не только занимался мандаринами, но и виноградом, яблонями, плодовыми кустарниками.

Из письма ко мне: «… имею большие и ответственные дела в райкоме, райисполкоме, горкоме. Поэтому дома бываю очень редко. Во вторник, среду и четверг совсем не бываю».

Отличник народного просвещения. После Забалков получает ещё две правительственные награды. Правительственную награду получает и Александра Фёдоровна. Она работает в школе.

А.М. Горький в письме к сыну писал, что он уехал, а цветы, посаженные им, радуют глаз, напоминают о нём. И призывал его, чтобы везде, где он бывает, за ним оставались только «цветы».

Прошёл год или два со времени их переезда в Пензу. Захожу на перемене в класс. Семанин Петя стоит около мальчика и отчитывает его: «Ты чего цветок трогаешь? Ты его растил? Ну погоди, погоди. Приедет директор, он тебе покажет, где раки зимуют! Уйди отсюда, а то получишь».

Неужели и детям, как нам взрослым, семейным и не  семейным людям, его не хватает.

И они помнят, как он нежно оберегал цветы, особенно комнатные, любил пальмы, берёг зелёные насаждения на улице.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Слушая мои рассуждения, он предостерегал: «Не идеализируйте людей».

На большую перемену мы нередко заседали и задерживали урок. Речь его заканчивалась так: «У меня всё. Уроки не сокращать».

Он как можно дальше отодвигал весеннии каникулы, говорил: «Как солнце пригреет, ученики учат уроки хуже».

На линейке он давал указания, поощрял или отчитывал учащихся. Но никогда ни словом ни делом он не унизил ни учителя, ни технического работника, ни ученика. Такой он наш директор. Требовательный, но справедливый. Мы все были у него хорошими. Что там! Передовая всегда школа!

И если мы не стали или не все стали цветами его жизни, то всё равно любой свой поступок, шаг в жизни мы сверяли по Виктору Алексеевичу. Не нам судить, достойны ли мы его. И нет ничего удивительного в том, что ещё с порога школы Валентина Георгиевна Хромова говорит о нём. Это он помог ей стать и учителем и руководителем. Мы прошли школу Виктора Алексеевича Померанцева, директора, человека с большой буквы.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика


Яндекс.Метрика конкурс сайтов
Учительский портал