Суббота, 27.04.2024, 10:29
Приветствую Вас Гость | RSS

#Личный сайт Соколова В.Н. - учителя физики с. Новые Забалки

Меню сайта
Сбор предложений в программу развития образования Пензенской области на 2022-2026 г.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Братская могила

«Братская могила»

 

В декабре 1941 года неподалеку от села Новые Забалки Городищенского района Пензенской области, на перегоне между станциями Канаевка и Шнаево произошла железнодорожная катастрофа... Погибли и были захоронены в братской могиле военнослужащие. Однако более 60 лет люди не знали о подробностях трагедии.

 

И вот в 2008 году учителя организовали группу учащихся для поисковой работы.

 

 

748 км, на котором произошло крушение поездов

 

 

 

 

А теперь по порядку. Поисковая группа учащихся отправилась к свидетелю событий для выяснения обстоятельств катастрофы.

Сладков А.Н. рассказал о местоположении братской могилы и подробности аварии поездов. Он обещал проводить нас к месту захоронения.

 

                     Сладков Александр Николаевич – старожил с. Новые Забалки

 

Учащиеся школы, вместе со Сладковым А. Н., отправились к месту гибели людей. Путь лежал через железнодорожное полотно. Очевидец указал, что крушение произошло на 748 км и захоронение находится недалеко от железной дороги. Кругом все заросло деревьями и кустарниками. Провожатый не сразу нашел место братской могилы, ведь прошло много лет.

 
   

Память не изменила. Вот это место.

  

На месте захоронения оказалась яма, а вокруг были кустарники и многолетние деревья. Даже не верится, что здесь нашли последний приют десятки безызвестных людей, ехавших на фронт.

  

В течение многих лет он хранил память о погибших. Чтобы не забыть место Александр Николаевич делал зарубки на деревьях растущих вблизи.

Старый вяз-свидетель той ужасной катастрофы. Именно под его корни хоронили людей, т.к. в этом месте образовалась воронка оставленная взрывом снаряда и туда складывали останки. С тех пор могила оставалась заброшенной и забытой.

Учащиеся были поражены увиденным: неужели это место является захоронением? Почему столько лет оно оставалось забытым?

 

 

 

 

Карта Пензенской области, на которой отмечено место аварии.

 

Карта участка Куйбышевской железной дороги (748 км),

на котором произошла трагедия.

 

                                                   

Были собраны средства для установки православного креста и проведения панихиды.

 

 

 

К сожалению, подробностей катастрофы никто не знал, неизвестным было также и количество погибших, поэтому школьники продолжили вести поиски. Куда только ни были посланы запросы.

 

Ход работы освящался в районной газете.

 

Статья из газеты «Городищенский вестник»

 

 Ход работы учащиеся решили отразить в областных и федеральных средствах массовой информации.

Статья из газеты «Молодой ленинец»

 

С помощью Интернета поисковая группа  вышла на корреспондента газеты «Куйбышевский железнодорожник» Валерия Еркина. Он подготовил статью.

 

Его статья "Долг памяти" напечатана в газете "Куйбышевский железнодорожник" №49/2008.

  Долг памяти

Школьники села Новые Забалки пытаются раскрыть подробности железнодорожной катастрофы 1941 года. Великая Отечественная война… Мы уже далеки от того времени, но в этой истории незримая нить памяти связала воедино события тех лет и современность. На днях в редакцию нашей газеты пришло письмо от поисковой группы школьников села Новые Забалки Городищенского района Пензенской области. В нем была просьба помочь в установлении факта крушения двух поездов, которое произошло неподалеку от этого населенного пункта зимой 1941 года. Тогда погибли десятки людей, имена которых неизвестны до сих пор. Как говорится, письмо позвало в дорогу…

Как это было

Декабрь 1941 года выдался очень суровым. Морозы стояли трескучие, работать в этих условиях было очень тяжело, холод пробирал насквозь. Возможно, именно это и стало одной из причин страшной трагедии на железной дороге. В то утро на перегоне между станциями Канаевка и Шнаево столкнулись два поезда: один со снарядами, а в другом находились солдаты, которых везли на фронт под Москву. Тогда паровозы заправлялись дровами на полустанке 742 километр Куйбышевской железной дороги. Случилось так, что во время этой операции от грузового поезда отцепились одиннадцать вагонов. Набирая скорость, они двинулись навстречу эшелону с войсками. На 748 километре произошло столкновение, и спустя несколько минут прогремел страшный взрыв. В огне пожара погибли не менее полусотни человек. Убитых и раненых находили в радиусе ста метров от эпицентра. Ударная волна достигла ближайших деревень и выбила стекла в окнах домов.

После трагедии власти приказали быстро захоронить погибших. Время было военным, режим секретности соблюдался безукоризненно. В лесу неподалеку от железнодорожной линии вырыли яму (или несколько ям) и, сложив туда тела, спешно засыпали землей. Лишь спустя 67 лет к заброшенной и забытой могиле пришли люди – для того, чтобы почтить память погибших в той страшной катастрофе...

Ничто не забыто

- Ситуация с нрав-ственным воспитанием молодого поколения в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего, и задача взрослых  – помочь детям осознать историю своего народа и, несмотря на ее сложности, сделать правильный, патриотичный выбор. Поэтому мы активно проводим поисковую работу, - рассказывает Ольга  Митяшова, учитель школы в Новых Забалках, что в нескольких километрах от станции Шнаево.  – В этом году школьники выяснили, что где-то в лесу находится братская могила погибших во время аварии на железной дороге. Конечно, в организации акции памяти им помогали многие – завуч Валерий Соколов, учителя Светлана и Сергей Ягудины, глава нашей сельской администрации Наталья Трушнина – но все же главную работу проделали дети. Они решили установить на месте захоронения крест и провести панихиду. Для этого ими был организован сбор денежных средств для оплаты работы плотника и выезда священника.

- Вначале мы опросили всех старожилов села,  - рассказывает школьница Таня Палина. – Двое из них – Александр Сладков и Мария Емельянова – вспомнили события того зимнего утра. Александр Николаевич согласился отвести нас к месту захоронения. В свое время он сделал зарубки на деревьях, чтобы отметить его – надеялся, что наступит время, когда можно будет открыто помянуть погибших в той страшной катастрофе.

4 ноября  – в День народного единства и Казанской божьей матери – крест погрузили на тракторную тележку и доставили на лесную поляну. На место захоронения жители села пришли почти в полном составе  - жестокая война оставила свой страшный отпечаток практически в каждой семье. На траурном митинге ребята из поисковой группы рассказали о том, что здесь произошло много лет назад. Священник храма Рождества Пресвятой Богородицы села Канаевки отец Даниил указал  место, где согласно церковным правилам должен быть установлен крест.

Слова панихиды проникли в сердце каждого из присутствующих.

- Будто в тот момент прадеды наши смотрели на нас и гордились нами, - описывает свои тогдашние ощущения завуч школы Валерий Соколов.  – Мы, ваши потомки, хотим извиниться за дела прошлых поколений… А как плакали наши бабушки, когда над могилой вознесся крест! Пусть пока деревянный, но это память о предках, которая останется увековеченной благодаря их внукам. Теперь и в нашем селе есть место, куда может прийти любой человек – вспомнить тех, кто не вернулся с фронта, поклониться могиле неизвестного солдата…

Что хранят  архивы?

В факте аварии поездов на 748 километре Куйбышевской дороги зимой 1941-42 годов сомнений нет – еще живы очевидцы этого события. Другое дело – подтвердить его документально, с опорой на архивные данные. Может быть, тогда удастся узнать имена погибших и помянуть их как положено, согласно церковным обрядам. Тем более, что жители Новых Забалок хотят установить на месте захоронения мемориальную доску с указанием имен погибших.

Поиски я начал в архиве Пензенского отделения дороги, но, к сожалению, сведений такого рода там не хранится. В Пензенском областном архиве я поднял все открытые источники – подшивки газет «Сталинское знамя» и «Колхозная правда», относящиеся к указанному времени. Но и там о катастрофе ни слова – что вполне объяснимо, ведь обнародование любого ЧП, связанного с армией, в военные годы было недопустимым. Кстати, в двух заметках упоминалось о селе Новые Забалки. В одной рассказывалось о расчетах колхоза с государством по поставкам зерна, во второй – о подготовке к весеннему севу и работе местных кузнецов отца и сына Доркиных.

Но если авария была, то названы и виновные в ней. Следовательно, возможно, сохранилось и уголовное дело. Поэтому я обратился в архив Управления ФСБ по Пензенской области. Однако все сведения в нем хранятся по фамилиям осужденных, а не по событиям. Будет фамилия, будут и подробности происшествия – по крайней мере, этого сотрудники архива не исключили. Но в любом случае, поиски будут продолжены – есть и партийный архив Пензенской организации ВКП(б), есть и архив Министерства обороны РФ в Подольске, куда поисковый отряд Новозабалкинской школы уже отправил соответствующий запрос. Со своей стороны, редакция «Куйбышевского железнодорожника» обещает опубликовать все новые данные об этой истории.

 

И вот удача! После  газетной публикации откликнулся очевидец катастрофы. Это житель села Канаевка, ветеран Великой Отечественной войны Николай Юнушкин.

 

 

 

 

 - Вскоре после ЧП из Пензы прибыл восстановительный поезд с руководством отделения и сотрудниками НКВД, - вспоминает Николай Петрович. – Мне,18-летнему пареньку, и еще двум местным мужикам приказали взять лопаты, носилки и следовать на место аварии. Было еще темно, мороз стоял трескучий. Помню, светим фонариком и видим – возле рельсов  в большом количестве разбросаны осколки снарядов, тела погибших людей, обрывки одежды – военной и гражданской, каких-то досок… Трупы мы собирали и складывали в ряд – сколько их, посчитать не было возможности.

 Ветеран также рассказал о том, что в 1953 году встретил в больнице одного из свидетелей этой аварии – бывшего машиниста локомотивного депо Пенза Александра Анурова. По словам железнодорожника, он был осужден на 10 лет лишения свободы, но в годы войны получил возможность искупить вину, и был отправлен на передовую в составе одного из штрафных батальонов. На фронте мужчина был тяжело ранен и лишился ноги. 

Результатом работы с областными архивами стало письмо из Государственного архива Пензенской области.

 

Таким образом, ученики получили официальный документ, подтверждающий факт аварии и гибели людей. В документе указана точная дата трагедии – 29 декабря 1941 года.

К сожалению, пока не были известны фамилии погибших. Ученики надеялись, что дальнейшая работа поможет их выяснить.

 

Ещё одна статья Валерия Еркина  "Тайна аварии раскрыта" опубликована в газете "Куйбышевский железнодорожник" №4/2009.

 

Наконец получен официальный ответ со списком погибших.

 

 

 

 

Работа закончилась. Школьники выиграли конкурс «Я гражданин России». Наградой стала поездка в "Орленок".

 

 

 

Работа продолжается.

 

Учащиеся отправили несколько писем в администрации указанных сёл и городов.

 Получены первые ответы.

 1. Тюньковы: Ольга Ивановна и Анатолий Константинович, родственники погибшего Тюнькова Н.С. - они проживают в совхозе "ПРОГРЕСС" (с.Ермоловка, Пензенский район).

 2. Глухов Александр Тимофеевич родился, вырос и жил в с. Богословка до 1941 года, в 1941 году он был призван в армию, но не доехал до фронта, а погиб в результате крушения поезда, об этом сообщила его жена Глухова Александра Васильевна, которая уже умерла. У Александра Тимофеевича было 3 детей – Лидия Александровна долгое время проживала в Куйбышеве, работала инженером, Владимир Александрович жил в с. Богословка, работал столяром, уже умер давно, был сын в Пензе (умер). У Александра Тимофеева в с. Богословка проживает внук Александр Владимирович и правнуки. Его правнук Николай Владимирович подполковник погранвойск  РФ, умер в возрасте 42 лет и похоронен в Таджикской республике. В книге «Память» указана  фамилия Глухова Александра Степановича, но к сожалению отмечено, что он призван  из с. Рамзая. Сельчане, его родные, краеведы школы выражают Вам огромную благодарность за сообщение. Имя Глухова А.Т. не забыто, в селе оно занесено на памятную доску у памятника погибшим богословцам в годы ВОВ, а также на стенде в школьном музее.

 3.  Получили от вас  письмо, провели поисковую работу и выяснили, Михайлов Иван Григорьевич уроженец села Князевка.  Кроме него в семье Михаловых было два брата: Дмитрий и Григорий. Дмитрий  умер, а его жена в настоящее время  проживает в совхозе «Заря» Пензенского района. Сводная сестра  Ивана Григорьевича Филипова Надежда Федоровна проживает в городе Пенза ее домашний телефон 93 45 38.Она может рассказать вам о своем брате. От родственников мы узнали, что он был стрелком. До настоящего времени  о его гибели мало кто знал. Теперь его имя  будет занесено в книгу «Памяти» составленную краеведами нашей школы.  Сельчане, родные, краеведы школы выражают Вам огромную  благодарность за сообщение.  Руководитель школьного музея Атюшева Таисия Ивановна.

4. Материал из газеты "Болдинский вестник": Через 68 лет узнали, где могила деда      

В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, было опубликовано обращение членов поискового отряда «Курган», действующего при музее Нижегородского университета имени Лобачевского с просьбой отыскать родственников уроженца Б.-Болдина Ивана Степановича Лукина, погибшего при крушении поезда на перегоне Шнаево-Канаевка Пензенской железной дороги в декабре 1941 года. В числе других погибших он был похоронен в братской могиле в с.Новые Забалки Пензенской области. Одной из первых позвонила в редакцию внучка И.С.Лукина С.И.Кислова, которая проживает в С.-Петербурге, а на лето приезжает в Болдино к своему отцу И.П.Зажигину. К сожалению, ее мамы, А.И.Зажигиной, дочери И.С.Лукина, уже нет в живых, как и двух других его дочерей, Е.И.Лукиной и Е.И.Кондратьевой. 
Из близких родственников Ивана Степановича теперь осталось 5 внучек, которые, не помнят своего деда, т.к. родились уже после войны. В Болдине проживает лишь одна из них, Татьяна Куклина (медсестра районной больницы), а остальные
- в разных городах нашей страны. Узнав о месте захоронения дедушки, они приняли решение съездить на его могилу, чтобы поклониться и отдать дань уважения его памяти. 
Кое-какие сведения мы узнали и от жительницы улицы Первомайской райцентра А.А.Артемовой, дедушка которой был родным братом И.С.Лукина. 

- - Показывая старинные фотографии из семейного альбома. Анна Андреевна рассказывает: Их было четыре брата: мой дед Михаил, Николай, Павел и самый младший из них Иван. Михаил еще работал кучером у последних владельцев пушкинской усадьбы. Про него писал в своей книге Л.Ягодин. Иван Степанович работал лесником на Михалкинском кордоне, а мой отец Андрей Михайлович – во Львовском лесничестве. Разница в возрасте между ними была небольшая, они дружили. Вот на этой довоенной фотографии они в саду Ивана Степановича на улице Первомайской. В центре – мой отец, Иван Степанович слева, а справа Павел, сын Николая. Дом И.С.Лукина под номером 27 сохранился и сейчас. 
А.А.Артемова рассказала, что перед войной И.С.Лукин работал заведующим пекарней в Болдине, в ее здании разместилась позднее редакция газеты. Был он человеком строгим и требовательным. 
С этой должности осенью 1941 года его и забрали на фронт, сказав, что будет работать в тылу. В составе военного эшелона И.С.Лукин сопровождал раненых, где и попал под бомбежку. Семья до этого момента ничего о нем не знала, т.к. писем от него не приходило. А в конце декабря 1941 года – начале января 1942 года почтальон принес похоронку. Это была первая похоронка на улице Первомайской Болдина. 

 

16. 05.2009 Дарья ТАРАКАНОВА публикует статью в газете «Комсомольская правда».

 

 Школьники раскрыли тайну аварии времен  Великой Отечественной войны.

 В 1941 году в железнодорожной катастрофе в Пензенской области погибли 30 человек.

В этот лес у села Новые Забалки Городищеского района часто ходят грибники. Перейдя через железнодорожные пути, они пересекают небольшой пригорок почти у самых рельсов и углубляются дальше в посадки в поисках опят и подосиновиков. Большинство из них даже не подозревает о том, что каждый раз, отправляясь за грибами, они проходят мимо братской могилы. 67 лет назад здесь, в наспех вырытой яме, без памятников и опознавательных табличек, были похоронены 30 человек. После этого о них было забыто.

Взрывной волной выбило стекла в домах

Зима 1941-го. Старожилы окрестных сел вспоминают, что в тот год стояли сильные морозы. Но думать о холодах было некогда - началась Великая Отечественная война. По дорогам страны к фронту двигались эшелоны, груженные оружием, боеприпасами. Защищать родину ехали сотни тысяч молодых солдат, готовых отдать жизнь за свою страну.

29 декабря на полустанке неподалеку от села Новые Забалки должны были заправить поезд, груженный снарядами. Состав вовремя пришел на нужный километр путей, рабочие железной дороги начали готовить дрова для топлива. Тем временем к станции Шнаево подходил другой эшелон, везший на фронт под Москву солдат. Два состава должны были благополучно разойтись на перегоне между станциями Шнаево и Канаевка. Но этого не случилось.

Во время заправки топливом от грузового поезда то ли по причине неисправности, то ли просто из-за чьей-то халатности оторвались 19 хвостовых вагонов. Стремительно набирая скорость, они двинулись навстречу эшелону с солдатами. Столкновение произошло через шесть километров. Снаряды, лежащие в вагонах, взорвались почти сразу же. Ударной волной страшной силы выбило окна в домах окрестных деревень, разворотило железнодорожные пути. В тот день на этом перегоне погибли 30 человек, еще несколько были ранены.

- Вскоре после ЧП из Пензы прибыл восстановительный поезд с руководством отделения и сотрудниками НКВД, - вспоминал житель села Канаевка, ветеран Великой Отечественной войны Николай Петрович в беседе с учениками Новозабалкинской школы. - Мне, 18-летнему пареньку, и еще двум местным мужикам приказали взять лопаты, носилки и следовать на место аварии.

Было еще темно, мороз стоял трескучий. Помню, светим фонариком и видим - возле рельсов разброс

 

23. 08.2010  Родственники Лукина Ивана Степановича приехали в Новые Забалки и посетили место захоронения.

 

 

14.08.2012.  На месте побывала Татьяна Белявская, участник велоэкскурсии по Пензенскому краю. 

Информация на сайте http://penzoved.forumhub.ru/viewtopic.php?id=80

 

01.08.2013 Информация о проекте размещена на сайте http://events.volga.rt.ru/?id=847

08.05.2014 Возложение цветов.

07.05.2015 Учащиеся постоянно следят за благоустройством захоронения.

____________________________________________________________________________________________

09.05.2017 Возложение цветов. Первый год проекта "Бессмертный полк".

http://zabalki.ucoz.ru/foto20162017/2017.05.09_2.jpg

 

09.05.2018 Возложение цветов. Второй год проекта "Бессмертный полк".

 

09.05.2019 Возложение цветов. Третий год проекта "Бессмертный полк".

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Яндекс.Метрика